06:29, 01 марта 2016   2625 Алёна Казка

Ученые выяснили, зачем человеку нужно чувство стыда

Международная группа ученых пыталась выяснить, зачем человеку нужно чувство стыда. Об этом со ссылкой на журнал Proceedings of the National Academy of Sciences пишет rns.online.

У исследователей родилось предположение, что стыд возник в процессе эволюции. Его функция – обеспечить выживание человека в группе, не дать испортить социальные отношения, а, напротив, мотивировать на их налаживание.

Чтобы проверить гипотезу, провели межкультурное исследование, где участвовали 900 добровольцев из США, Индии и Израиля. Участники описывали свои ощущения в нескольких вымышленных ситуациях, где их поведение подвергалось осуждению со стороны. Например, испытуемые демонстрировали жадность, неверность, физическую слабость.

Добровольцев поделили на группы. Участники первой группы отвечали, какие чувства они будут испытывать к человеку с названными качествами. Участники второй группы описывали чувство стыда и его интенсивность, которое они испытали бы, если бы сами обладали отрицательными качествами.

По итогам исследования ученые заявили, что обнаружили очень сильную связь между негативной реакцией на людей, ведущих себя предложенным образом, и чувством стыда у людей, которые представляли, что совершают эти действия.

У истоков стыда может находиться первобытное общество. Люди существовали в маленьких коллективах и выживали за счет охоты и собирательства. В таких условиях жизнь человека и его соплеменников во многом зависела от оценки того, сколько еды и заботы заслуживает получить конкретный человек.

Именно поэтому чувство стыда у людей из разных стран проявляется по сходным причинам, заключили ученые.